Забыли пароль? Регистрация Войти Все объявления Добавить объявление Оформить подписку Блокнот RSS
Все застройщики
Интересные предложения

 
   Поиск объявлений
Я хочу:
Тип:
от: до: Площадь:
от: до: Цена:
Область:
 
  Новости  
Статьи
Статьи   →  После снятия моратория некоторые данные земельного кадастра окажутся закрытыми
 
Размер шрифта:   Decrease font Enlarge font       Версия для печати print
20 Декабря, 2007

В земельном кадастре обязательно должны содержаться данные о земельных участках природно-заповедного фонда, а также историко-культурного и рекреационного назначения, уверены эксперты

Основной вопрос, зависший в контексте внедрения в Украине Государственного земельного кадастра, по-прежнему заключается в том, кто же будет им заниматься. Если новый законопроект о кадастре будет предполагать допуск к его ведению как Агентства по земельным ресурсам, так и местных советов, то Президент инициативу просто не подпишет.

Именно такой дуализм в определении субъектов Госземкадастра стал одной из причин ветирования месяц назад Виктором Ющенко предыдущей законодательной инициативы. Согласно проекту Закона «О Государственном земельном кадастре» (№948 от 25.05.2006, автор – «нашеукраинец» Иван Томич), соответствующую документацию (поземельные книги и пр.) должен вести не центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, а органы местного самоуправления. По мнению Президента, такой подход реанимирует проблему права собственности на информационные данные, содержащиеся в земельно-кадастровой документации.

«В новом проекте о Госземкадастре необходимо прежде всего учесть информационные интересы граждан и юридических лиц, - отметил газете «СЕЙЧАС» Владимир Жмуцкий, эксперт Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова. - По моему мнению, кадастр должны вести госструктуры. Они и должны отвечать за непредоставление соответствующей информации».

«Государство в лице исполнительной власти нельзя отлучать от информационных данных, - согласился Николай Красник, главный консультант парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений. - Но если, как и прежде, будет дуализм в этом вопросе, то есть аналогичные правомочности будут предоставлены органам местного самоуправления, то парламент новой каденции такой законопроект не поддержит».

По мнению экспертов, отдельное внимание следует также уделить порядку пользования данными кадастра. «Исходя из положений проекта, юридические лица ограничены в праве пользования соответствующей информацией. То есть получается, что тот же проектный институт не сможет получить данные о кадастровой зоне даже для разработки проекта землеустройства, что в принципе противоречит действующему законодательству», - рассказал газете «СЕЙЧАС» Анатолий Вовк, заместитель председателя Совета Ассоциации «Земельный союз Украины».

Данные кадастра, подтверждающие право гражданина на земельный участок, могут быть конфиденциальной информацией, собирать и использовать которую можно только при согласии соответствующего лица

Напомним также, что в соответствии с законопроектом №948 госорганы имеют неограниченный и бесплатный доступ к данным кадастра, тогда как для всех остальных субъектов порядок получения сведений должен установить Кабмин. Однако выдержки из кадастра, подтверждающие право гражданина на земельный участок, по словам Президента, характеризуют его имущественное состояние. А следовательно, являются конфиденциальной информацией, собирать и использовать которую можно только при согласии соответствующего лица.

По словам г-на Вовка, в земельном кадастре обязательно должны содержаться данные о земельных участках природно-заповедного фонда, историко-культурного и рекреационного назначения. «Ведь несмотря на то, что эти объекты на сегодняшний день находятся под охраной государства, их продолжают дерибанить», - заявил эксперт.

Согласились специалисты и с тем, что в таком варианте законопроект вряд ли станет актом прямого действия, поскольку очень много его положений отсылают к требованиям законодательства. «К примеру, в законопроекте указывается, что изменения в сведения и документы Госземкадастра вносятся в соответствии с законом. При этом непонятно, какой именно закон имеется в виду. Все эти вопросы должен регулировать один Закон о Госземкадастре», - рассказал г-н Вовк. И добавил, что на сегодняшний день так и не приняты многие нормативно-правовые акты, необходимые для реализации норм Земельного кодекса, притом что последний был принят еще в 2001 году.

Как и прежде, неразрешенным остается вопрос отделения регистрации вещных прав на недвижимое имущество от информационной системы Госземкадастра. Принципиальная позиция Президента по этому вопросу заключается в том, что содержание таких практически идентичных баз данных не только не обосновано с экономической точки зрения, но и создаст значительные сложности на практике.

«Нужно понимать, что земкадастр – это не политический, а технический вопрос. Реестр вещных прав на недвижимое имущество должен вестись в составе земельного кадастра прежде всего потому, что это удобно и логично, - прокомментировал газете «СЕЙЧАС» Андрей Мартын, заведующий кафедрой землеустроительного проектирования Национального аграрного университета. - По сути, Минюст сегодня хочет регистрировать не сами права, а госакты о праве собственности, что достаточно сложно представить, учитывая ситуацию в Обухове. Действительная регистрация прав спрятана в кадастре – именно там содержатся все изменения».

По словам г-на Красника, вопрос единой системы госрегистрации прав на недвижимость остается неразрешенным еще начиная с 2003 года. Согласно Закону «О госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений», именно Госземагентство значится держателем соответствующего Реестра, администрировать же его призван Центр госземкадастра, созданный при агентстве. «В то же время зарубежный опыт показывает, что только в 13 государствах Европы (включая Армению, страны Прибалтики и др.) регистрацию прав и земельный кадастр ведет один орган», - рассказал г-н Красник.

Проблема усугубляется еще и тем, что вещные права на землю и недвижимость сложно регистрировать в одном органе, отметила Гертруда Сиволобова, заместитель директора Киевского центра недвижимости. «Кроме того, существуют определенные сложности с обременениями имущества. Ведь данных об отягощениях и обременениях (сервитут и пр.) в кадастре нет, а соответствующие справки райгосадминистрации выдают формально», - указала она.

ГЛАВНОЕ


Вопрос введения в Украине земельного кадастра, необходимого прежде всего для снятия моратория на продажу сельхозземли, продолжает находиться в политической плоскости. Основные противоречия сосредоточились вокруг органов, уполномоченных его вести, а также вокруг распределения функций между Минюстом и Госземагентством в системе регистрации вещных прав на недвижимость.

Похоже, ключевая роль в новой кадастрово-регистрационной системе будет отведена центральному органу исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, позиции которого уже сегодня пытаются укрепить. При этом эксперты уверены, что многое будет зависеть от инициатив нового правительства.


Надежда СИРЕНКО

Версия для печати print       Добавить комментарий print

  Новый комментарий:
:
:
:
  В тему:   Разделы этажа:   Ещё новости на нашем этаже:  
 
Not found
Контакты   Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100